Подростки мечтают работать курьерами и продавцами: почему у школьников нет карьерных
амбиций и как им помочь
Подростки все чаще выбирают непрестижные профессии доставщика, кассира или официанта.
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят
работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками.
Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами,
кассирами, курьерами, барменами.
Р-р-раз - и много денег
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии
сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить
по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать,
чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не
понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной
16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка
заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж
потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе
будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть
аниматором. Но той только 8
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит
руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат
педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
Мешают иллюзии
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор -
когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать
информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками
приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся
задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как
осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток
доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует
эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось
романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей
учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет
тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Как их развеять
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем:
«хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я
хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех
сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и
получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще -
чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или
торгующую сигаретами, или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными
привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии
служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие
зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.
Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
КСТАТИ
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он
позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь
все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как
попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота
на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и
его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности.
Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры
до научных сотрудников.
Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры,
диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при
центрах «Моя работа», а также онлайн.